Как мы можем повлиять на бюджет?

Каждый официально работающий россиянин платит налоги, которые идут в бюджет государства.

Как мы можем повлиять на бюджет?

Каждый официально работающий россиянин платит налоги, которые идут в бюджет государства. Они превращаются в стипендии, социальные выплаты, зарплаты или доступ к общественным благам. Бюджет касается каждого, хотя большинство уверено, что не может влиять на его параметры и статьи. Но это не так.

Знакомьтесь, бюджет

Бюджет — это не только сухие цифры. За ними можно увидеть много важных вещей, которые касаются каждого из нас. Но разобраться в бюджете непросто: открыв любой закон или решение о бюджете, вы увидите текстовую часть и множество приложений с таблицами. Все документы о бюджете содержат большое количество специальных терминов и понятий, значительное число статей доходов и расходов с соответствующими им кодами. Кроме того, в этих документах описываются и определенные процессы, виды взаимодействия между участниками бюджетных отношений. Без определенного уровня подготовки разобраться в этом очень сложно.

Чтобы гражданам было проще разобраться во всех сложностях бюджета, во многих странах мира применяется практика публичного представления бюджетных данных в доступной форме, которая получила название открытый бюджет.

Основные принципы открытого бюджета:

  • доступность информации о бюджетном планировании, источниках и направлениях использования общественных финансов;
  • простота изложения основных целей и задач в бюджетной сфере, наглядность достигнутых результатов и прозрачность используемых на их достижение средств;
  • развитие общественного участия, сотрудничество с активными гражданами и общественными организациями с целью формирования и учета их мнения о направлениях использования бюджетных средств;
  • создание и развитие условий для широкого участия общественности в контроле процесса расходования бюджетных ресурсов.

А повлиять можно?

Сами по себе цифры бюджета, даже поданные в удобной форме и опубликованные в открытом доступе, не дают возможности вести общественный контроль за финансовыми ресурсами государства и местного самоуправления. Например, если в опубликованном бюджете мы видим сумму на строительство спортивного комплекса, мы ничего не можем сказать о том, какие задачи планируется решить с помощью этого комплекса после его ввода в эксплуатацию.

Одна из форм участия граждан в принятии бюджета — публичные слушания. Они проводятся для обсуждения с гражданами важнейших вопросов, затрагивающих общие интересы, в том числе бюджета. Обычно на таких слушаниях по бюджету представитель от власти делает доклад. В нем обосновываются основные параметры предлагаемого бюджета, приводятся данные об отклонениях или изменениях по сравнению с бюджетом предыдущего года, обозначаются основные задачи и прогноз доходов и расходов бюджета на предстоящий и последующие два года. После этого доклада каждому участнику слушаний предоставляется возможность задать интересующие его вопросы, получить на них ответы, а также подать свои предложения в устной или письменной форме. Например, предложить построить велосипедные дорожки или благоустроить парк.

Любое конструктивное замечание или предложение, высказанное на слушаниях, должно быть принято во внимание и учтено в бюджете, отказ учесть предложение должен быть аргументирован.

Инициатива поощряется

С 2015 года Министерство финансов Российской Федерации предлагает гражданам самим выступать с инициативами на местах: предлагать проекты, которые они хотели бы реализовать в своем селе или городе. Это называется инициативным бюджетированием. В упрощенном виде механизм инициативного бюджетирования выглядит так: формируя бюджет на следующий год, региональные власти закладывают в нем некоторую сумму, которую планируется направить на проекты, инициированные гражданами. Деньги распределяются в муниципалитеты, а уже местные администрации объявляют о проведении публичных собраний, на которых жители предлагают свои идеи. Как правило, речь идет об относительно небольших работах по благоустройству территорий: строительстве детских площадок, ремонте дорог, облагораживании парков и скверов. На этом этапе администрация и консультанты отсеивают проекты, не соответствующие требованиям (например, если их стоимость выходит за пределы заранее оговоренной региональными властями суммы).

Отобранные проекты выносятся на общественное голосование, после чего инициативные граждане участвуют в составлении сметы проекта, то есть перечня всех затрат, а при необходимости — в его софинансировании. Ход выполнения работ контролируют сами граждане, выступившие их инициаторами.

Сегодня проекты инициативного бюджетирования внедряются на местном уровне более чем в 15 регионах России, в том числе и в Томской области.

Виды бюджетов

Каждый уровень власти отвечает за установленный законом круг вопросов и имеет собственный бюджет для их решения. Бюджетная система Российской Федерации включает в себя три вида бюджетов:

  1. Федеральный — это бюджет Российской Федерации.
  2. Региональные — это бюджеты областей, республик, краев, автономных округов или автономной области, городов федерального значения.
  3. Муниципальные (местные) — это бюджеты городских/сельских поселений, городских округов, внутригородских и муниципальных районов.

Полезные ресурсы

Где можно познакомиться с бюджетом?

  • официальные печатные СМИ, соответствующие уровню бюджета;
  • сайты органов власти;
  • «Бюджет для граждан» на сайте Минфина России: упрощенная версия федерального бюджета в доступной иллюстрированной форме;
  • централизованные интернет-ресурсы (например, Единый портал бюджетной системы Российской Федерации budget.gov.ru);
  • в исполнительном органе государственной власти или в местной администрации муниципального образования.

Словарик

Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.